Основная общеобразовательная программа Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа"№ 2 г.Буйнакска
Описание образовательной программы
Цель реализации основной образовательной программы начального общего
образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной
цели при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы начального
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
-
обеспечение
планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие
личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
-
обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
-
достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
-
обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
-
выявление и развитие
способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности,
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности;
-
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся,
их родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
-
использование в
образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
-
предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
-
включение обучающихся
в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного
пункта, района, города).
В основе реализации основной образовательной программы
лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает:
-
воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
переход к стратегии
социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на
достижение цели и основного результата образования — развитие личности
обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира;
-
признание решающей
роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности
и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
-
учет индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и
значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего и профессионального образования;
-
разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого
обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с
ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учетом
особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего
последующего обучения. Начальная школа—
особый этап в жизни ребенка, связанный:
-
с изменением при
поступлении в школу ведущей деятельности ребенка— с переходом к учебной
деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
-
с освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим
миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
-
с принятием и
освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании
внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
-
с формированием у
школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать
свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебной деятельности;
-
с изменением при этом
самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
-
с моральным развитием,
которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):
-
центральные
психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования:
словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов
действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане,
знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;
-
развитие
целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на
овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного
смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной
образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и
направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной
деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.,
связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными
особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования
указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности
связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения
образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих
описанные выше особенности уровня начального общего образования.